Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру

Финансовые услуги все больше интегрируются с цифровыми и онлайн-технологиями. Операционисты больше не заполняют бумажные бланки, многие корпоративные клиенты ведут бизнес из дома, а частные вкладчики все активнее пользуются мобильными приложениями. Чтобы закрыть все ИТ-потребности банка, нужно большое количество грамотных специалистов, способных подхватывать стремительно меняющиеся технологические идеи и решения. Заместитель председателя правления по ИТ Сергей Путятинский рассказывает, что МКБ настолько вырос за последнее время, что готов расширить команду ИТ, создающую до 90% банковского функционала внутри самой компании, как минимум до 600 человек. А также поменять принципы управления, чтобы создавать и внедрять самые передовые цифровые решения для финансового сектора. Сегодня МКБ привлекает в свою команду Java разработчиков Java разработчиков, Oracle PL/SQL разработчиков, C# .NET разработчиков, тимлидов (C#, NET), администраторов Linux, data scientist и менеджеров проектов.
Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру«Мы видим высокую конкуренцию в области технологического обеспечения взаимодействия банка и его клиентов, поэтому стремимся привлекать к себе самых сильных ИТ-специалистов. Мы формируем команды, которые работают с применением фреймворка scrum и других методологий. В каждом сотруднике мы хотели бы видеть результативность, клиентоцентричность, командность и инновационность. У нас есть все возможности для быстрой адаптации нового сотрудника и мощного роста внутренних кадров. На мой взгляд, именно в нынешний период преобразований приходить к нам на работу наиболее интересно и привлекательно с точки зрения получения новых компетенций и удовлетворения профессиональных амбиций»
Алена Ефремова, директор по персоналу МКБ

Структурные перемены

Сергей Путятинский пришел в МКБ относительно недавно, но в компании уже ощутили положительные перемены, связанные с трансформацией отношений и выстраиванием новой структуры управления в ИТ.

Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру«Мы создаем для каждого бизнес-направления и бизнес-продукта банка отдельную ИТ-команду. Во главе команды стоит ИТ-партнер —настоящий бизнес-лидер. Под его руководством — матричная команда, набранная из специалистов разных подразделений: аналитики, тестировщики, разработчики. Финансовый сектор находится среди технологически продвинутых отраслей. Структура, которую мы сейчас выстраиваем под свои проекты с ИТ-партнером во главе команд, становится трендом и появится у многих лидирующих компаний».
Сергей Путятинский

Перед смешанными командами, состоящими из ИТ и бизнеса, стоят амбициозные цели: приумножить активную клиентскую базу и количество транзакций, которые совершают клиенты, поднять количество банковских продуктов, интересных розничным клиентам, увеличить процент взаимодействия клиентов с банком через интернет-канал.

Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру
«При помощи технологий Big Data мы будем анализировать поведение и потребности клиентов и формировать расширенное продуктовое предложение. Кроме того, мы хотим повысить технологичность обслуживания корпоративных клиентов, чтобы и в этом секторе добиться KPI, близких к показателям розничных продуктов. Например, сократить сроки рассмотрения кредитной заявки и увеличить количество продуктов, которые у нас покупает корпоративный клиент. Для малого и среднего бизнеса, для индивидуальных предпринимателей мы разрабатываем продукты, которые помогут им общаться с банком исключительно через онлайн-канал».
Сергей Путятинский

Трансформация внутри ИТ-сектора МКБ начинается с большей открытости бизнесу и конечному потребителю, что возможно через максимальное получение внешней информации и обратной связи. Еще один важный момент трансформации — это реактивность и проактивность. По словам Сергея, ИТ-специалисты больше не должны быть людьми, которым ставят задачу. Они должны превратиться в специалистов, которые помогают бизнесу генерировать новые идеи и способны предостеречь менеджмент от провальных с точки зрения влияния на конечный бизнес-результат технологических проектов.

Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру

Новые люди

Бизнес и ИТ движутся навстречу друг другу. Именно поэтому сейчас нужны специалисты, способные говорить на языке обеих сфер и понимать их потребности. Нужны профессионалы, которые не только занимаются программированием, но и понимают, каких бизнес-целей нужно достичь в результате внедрения продукта. Сфера компетенций ИТ-специалиста растет. Расширяются и практики, с помощью которых технологический процесс становится более эффективным и клиентоориентированным.

«Первая практика — в процессе написания программного кода автоматически производить анализ уязвимостей и устранять их еще на стадии процесса разработки ПО. Вторая практика — прямое личное общение инженеров и технических специалистов, в том числе разработчиков, с пользователями продукта, например с клиентами корпоративного интернет-банка. Такое общение помогает программистам понимать, где существуют неудобства в пользовании внедренным софтом и как этот софт поправить. Третья полезная практика — оценка адекватности стоимости разработки. Как понять, что новый функционал окупится? Над этим надо работать. И четвертая практика, близкая к целям третьей, — это прототипирование. Оно позволяет понять заранее, до финального выхода продукта на рынок, будет ли новинка востребована пользователями, и поможет ли бизнесу получить новый доход».
Сергей Путятинский

Алексей Кудряшов, директор департамента ИТ-развития, считает, что именно в банковской сфере сегодня сосредоточены самые интересные технологии и вызовы, которые нужно решать ИТ-специалистам.

Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру«В банке есть интересная особенность: все системы, которые мы разрабатываем, должны работать отказоустойчиво в режиме 24/7. Люди уходят домой, а технологии продолжают принимать от клиентов распоряжения на переводы и платежи, работают различные процедуры, производятся расчеты по кредитам и депозитам и т.д. Поработав у нас, специалист, во-первых, узнает весь процесс — как нам удается создавать такие системы и контролировать их бесперебойную работу. А во-вторых, он использует на практике самые современные передовые технологии: Big Data, искусственный интеллект, интернет вещей».
Алексей Кудряшов
Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру

Диалог и взаимодействие

Выстраивание открытого взаимодействия с бизнесом и клиентами невозможно без налаженной коммуникации внутри ИТ-сектора. Особое место здесь занимают отношения разработчиков цифровых продуктов со специалистами департамента информационной безопасности.

Вячеслав Касимов, директор департамента информационной безопасности МКБ, констатирует, что в условиях, когда нужно предотвращать атаки на платежные системы и клиентские средства платежа и пресекать манипуляции с клиентскими данными, которые могут быть использованы для фишинговых атак на клиентов, а также атак на банкоматы и терминалы, нужно быть релевантными и иметь в своем распоряжении мощных технических специалистов, а также профессионалов в области аналитики и разработки.

Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру«Важно, чтобы каждый сервис и каждый продукт, который мы выводим на рынок, помимо основных своих свойств, был еще и безопасным. Этому во многом способствует работа аналитиков, которые в состоянии разобраться, что такое безопасная разработка, что такое безопасные системы и как их правильно „готовить“. Еще нам важно, чтобы это были не только технические профессионалы, способные поддерживать текущие решения, но и люди, которые в состоянии получить какую-то задачу чуть выше уровнем, чем инженерная, свести ее к инженерной и успешно решить с использованием имеющихся средств».
Вячеслав Касимов

В практике работы департамента уже происходили случаи, когда тесное взаимодействие аналитиков и разработчиков предотвращало выход на рынок небезопасных решений. Идея отправлялась на доработку, и в итоге банк получал не менее современный, но более безопасный цифровой продукт.

«Приведу простой пример. Если вдруг бизнес захочет сделать простую аутентификацию в систему дистанционного банковского обслуживания, в которой физическому лицу для подтверждения личности будет достаточно ввести только номер своего паспорта, то это легко может воспроизвести другой человек, например мошенник, и, соответственно, получить доступ к управлению счетом. Мы отсекаем подобные вещи на этапе бизнес-анализа и предлагаем более изящные решения, позволяющие сохранить удобство без ущерба безопасности».
Вячеслав Касимов

Налаживают в МКБ и цифровые связи с регионами. Например, в Твери работает подразделение региональной разработки, которое берет на себя решение многих ИТ-задач. Это и разработка мобильного приложения для клиентов банка, и автоматизация тестирования внутрибанковских проектов, и Siebel-разработка.

Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру

По словам Дмитрия Филиппова, начальника отдела разработки ПО, в Твери нет проблем с кадрами таких направлений, как автоматизация и тестирование. Но есть потребность в iOS- и Siebel-разработчиках, которых подразделение планирует привлекать со стороны и даже готовить в своих стенах — для этого в управлении налажена эффективная система обучения на базе информационных материалов, лабораторных работ, тестовых заданий. Кроме того, новичок всегда может обратиться за помощью к опытным коллегам, и они никогда не откажут.

Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру«Буквально недавно мы выпустили новый релиз приложения с обновленной программой лояльности „МКБ Бонус“. В приложении, в частности, реализован функционал по отображению накопленных баллов и по переводу этих баллов в деньги. Планируется добавление в приложение банковских карт по системе Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay».
Дмитрий Филиппов

Взаимодействуют ИТ-специалисты МКБ и с внешними партнерами, участвуя в развитии всего рынка информационных технологий. По словам Сергея Путятинского, в ближайших планах стоит технологическое сотрудничество со стартапами и стартап-акселераторами в сфере роботизации.

«Совместные проекты с лидерами рынка, а также с такими структурами, как Ассоциация финансовых технологий, работающая под эгидой Центрального банка, Московская биржа, Национальный расчетный депозитарий, российские и иностранные провайдеры технологических сервисов позволят нам создавать продукты и предложения, способные сгенерировать сетевой эффект. Для этого нам нужны такие возможности, как открытое API, способность интегрироваться с внешними решениями или создавать решения, с которыми будут интегрироваться наши внешние партнеры или поставщики второй половины функционала. В этом я вижу нашу ближайшую задачу — стать более открытыми не только для внутренних бизнес-задач, но и для всей ИТ-среды в целом».
Сергей Путятинский
Цифровая функция для банка — ключевая: Московский кредитный банк выстраивает новую ИТ-структуру